Обработка данных о погоде (1 часть). №14 ОГЭ

Расчёт показателей по занесённым в таблицу данным о погоде за год, построение диаграммы.

Скачать файл с таблицей для заданий (.xlsx)Скачать карточки заданий в формате pdf

Как ставить формулу, диаграмму в Excel – в №9E1EBA.

№C849E2

  • условие
  • задание 1
  • задание 2
  • задание 3

В электронную таблицу занесли данные наблюдения за погодой в течение одного года. Всего в электронную таблицу были занесены данные по всем 365 дням года в хронологическом порядке.

1.     Каким было среднее значение температуры в осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.     Каким было среднее атмосферное давление в те дни года, когда дул западный (З) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.

3.     Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества дней, когда давление было 757, 756 и 755 мм рт. ст. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

Схемы решения

Можно решить это задание различными способами. В основе будет формула:

Если считать через средние по месяцам, это приведёт к потере точности (ответ будет отличаться) поэтому такой вариант не рассматриваем.

Сумму температур по месяцам можно определить через функцию СУММЕСЛИ():

Знак “$” в формулу можно не ставить. По условию, в таблицу занесены данные по 365 дням, то есть они занимают строки со второй по 366-ю. Соответственно, диапазон будет, например, A2:A366. Можно указать его как A:A (выделив весь столбец). Но делать это можно только в том случае, если в столбце точно нет и случайно не появится никаких посторонних данных. Иначе результат вычислений будет искажён.

Количество дней в сентябре, октябре и ноябре можно определить, исходя из условия. Указано, что данные занесены по всем 365 дням года. Как известно, в сентябре 30 дней, в октябре – 31, в ноябре – 30. То есть, в знаменателе должно быть 91 (30 + 31 + 30).

Можно не искать лёгких путей и определить количество дней по формуле:

Формула

В итоге, формула в ячейке H2 может выглядеть так:

Важно: числитель нужно заключить в скобки, иначе на 91 разделится только последнее слагаемое.

Самый простой вариант – использовать функцию СРЗНАЧ(), выделив или указав нужный диапазон ячеек.

Результат: 5,58

Формула в ячейке H3:

Результат: 758,28

Диаграмма вблизи ячейки G6 (со вспомогательной таблицей):


№E163E6

  • условие
  • задание 1
  • задание 2
  • задание 3

1.     Какой была средняя температура воздуха в весенние месяцы (март, апрель, май)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.     Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в те дни года, когда дул южный (Ю) ветер? Ответ на этот вопрос запишите
в ячейку H3 таблицы.

3.     Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества дней, когда дули ветры «С», «СЗ» и «СВ». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

Формула в ячейке H2:

Результат: 8,05

Формула в ячейке H3:

Результат: 1,95

Диаграмма вблизи ячейки G6 (со вспомогательной таблицей):


№99A8F4

  • условие
  • задание 1
  • задание 2
  • задание 3

1.     Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)? Ответ на этот вопрос запишите
в ячейку H2 таблицы.

2.     Какая средняя температура была в те дни года, когда дул северный (С) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.

3.     Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества дней, когда дули ветры «В», «СВ» и «ЮВ». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

Формула в ячейке H2:

Результат: 1,58

Формула в ячейке H3:

Результат: 6,33

Диаграмма вблизи ячейки G6 (со вспомогательной таблицей):


№C442B1

  • условие
  • задание 1
  • задание 2
  • задание 3

1.     Каким было среднее значение атмосферного давления в осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.     Какая средняя скорость ветра была в те дни года, когда дул восточный (В) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.

3.     Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества дней, когда дули ветры «С», «З» и «В». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

Формула в ячейке H2:

Результат: 750,73

Формула в ячейке H3:

Результат: 4,74

Диаграмма вблизи ячейки G6 (со вспомогательной таблицей):


№E346C2

  • условие
  • задание 1
  • задание 2
  • задание 3

1.     Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в летние месяцы (июнь, июль, август)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2.     Каким было среднее атмосферное давление в те дни года, когда дул юго-восточный (ЮВ) ветер? Ответ на этот вопрос запишите
в ячейку H3 таблицы.

3.     Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества дней, когда дули ветры «Ю», «ЮЗ» и «ЮВ». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

Формула в ячейке H2:

Результат: 2,09

Формула в ячейке H3:

Результат: 759,37

Диаграмма вблизи ячейки G6 (со вспомогательной таблицей):

Формулы, упрощающие выполнение четырнадцатого задания, на схеме.

Примеры из Банка заданий ОГЭ